Годы и войны
-
Просмотров: 35
Описание книги
ГЕНЕРАЛ И ЕГО АРМИЯ
«В помещение стремительно вошел высокий генерал в кавалерийской форме. Правильные черты лица, проницательный взгляд голубых глаз, безукоризненная выправка, четкость, с которой он доложил о себе, — все это тотчас же расположило меня к прибывшему. А его просьба, высказанная просто, но очень энергично, окончательно покорила меня. Перед нами был инспектор кавалерии фронта генерал-майор А.В. Горбатов... Александр Васильевич просил, чтобы ему поручили какое-нибудь серьезное боевое дело. Сидеть сложа руки на левом берегу Волги, когда обстановка стала угрожающей, он не мог».
Так описал свое первое знакомство с генералом Горбатовым, состоявшееся летом 1942 года под Сталинградом, будущий Маршал Советского Союза А.М. Василевский. Позднее он признавал, что Александр Васильевич Горбатов «стал одним из лучших в прекрасной плеяде наших командармов».
Другой маршал Победы, Г.К. Жуков, в своих мемуарах «Воспоминания и размышления» писал, что Горбатов «на протяжении всей войны превосходно справлялся с ролью командующего армией. И можно сказать, он вполне мог бы успешно справиться и с командованием фронтом. Но за его прямоту, за резкость суждений он не нравился высшему руководству. Особенно против него был настроен Берия, который абсолютно незаслуженно продержал его в тюрьме несколько лет».
Г.К. Жуков в нескольких словах резюмировал сложную, порой трагичную судьбу генерала Горбатова. Опытнейший командир, последовательно прошедший все ступени военной карьеры — от нижнего чина царской армии до комдива РККА, в 1937 году он отказался, как это было принято, публично «клеймить позором» своего недавнего начальника, коллегу и товарища П.П. Григорьева, уже объявленного «врагом народа».
В 1990 году по моей просьбе КГБ СССР ознакомил меня с уголовным делом А.В. Горбатова. Из этого дела узнаю, что комбриг Горбатов Александр Васильевич, 1891 года рождения, член ВКП(б) с 1919 года, обвиняется в том, что он «с 1933 года связан с антисоветским военно-фашистским заговором, существующим в РККА, ставящего своей целью уничтожение существующего в СССР строя». Горбатов же на допросах неизменно утверждает: «Врагом советской власти я никогда не был, антисоветских настроений не проявлял, и таких настроений у меня не было и нет... Командир корпуса Григорьев и другие лица к антисоветской работе меня не привлекали. По этим вопросам Григорьев со мной никогда не разговаривал...» Листы протокола скреплены подписями следователя и самого Горбатова. Ему пришлось пройти все круги следственного ада в Лефортовской тюрьме, однако он нашел в себе силы не сломаться, не признать виновным себя и не оговорить других — крайне редкий для тех времен случай. В обвинительном заключении утверждается, что Горбатов «виновным себя не признал... Обвинительных показаний на других лиц не дал...».
Однако приговор Горбатов получил, как и миллионы других безвинно осужденных: 8 мая 1939 года Военная коллегия Верховного суда СССР признала его «участником антисоветского военно-фашистского заговора» и приговорила к 15 годам ИТЛ. Этим же приговором он был лишен воинского звания комбрига. Судебное заседание длилось пять минут...
Последовали 15 голодных месяцев пересылок и колымских лагерей. Однако надежда на пересмотр дела не оставляла ни Александра Васильевича, ни его жену Нину Александровну, обивавшую пороги важных учреждений, ни нескольких человек, продолжавших в него верить. Среди таковых оказался и будущий Маршал Советского Союза С.М. Тимошенко, направивший следователям несколько писем, в которых характеризовал Горбатова как честного и преданного родине командира.
И вот 3 марта 1941 года приговор отменен за отсутствием состава преступления. Горбатов восстановлен в звании. Как будто ничего и не было. Лишь осталось пожизненное клеймо, на которое не забывали время от времени указывать деятели вроде печально известных Мехлиса или Щаденко.
А дальше была война. И остается только радоваться, что такой талантливый военачальник, как А.В. Горбатов, не сгинул в лагерях, а помог достичь победы, и скорбеть о том, что таких «везучих», как он, по существу, была лишь горстка...
Великую Отечественную войну Горбатов прошел в должностях заместителя командира корпуса, командира дивизии, фронтового инспектора кавалерии, заместителя командующего армией, командира корпуса. Но по-настоящему его полководческий талант раскрылся на должности командарма. Приняв 3-ю армию в июне 1943 года, он провел ее до Эльбы, где встретился с союзниками. По долгу службы Горбатов тесно общался с такими знаменитыми советскими полководцами, как Г.К. Жуков, К.К. Рокоссовский, А.И. Еременко, СМ. Тимошенко, И.Д. Черняховский и другие. Последний погиб на его глазах.
К своим двум солдатским Георгиевским крестам и двум медалям в Первую мировую войну Горбатов прибавил Золотую Звезду Героя Советского Союза (апрель 1945 г.), три ордена Ленина, орден Октябрьской революции, четыре ордена Красного Знамени, два ордена Суворова I степени, орден Кутузова I степени, ордена Суворова и Кутузова II степени, иностранные ордена и медали.
9 мая 1945 года Александр Васильевич Горбатов нарушил слово, данное самому себе еще в далекой юности, в 1907 году, — он выпил первый в своей жизни бокал вина. А юношеская клятва не курить и не сквернословить так и не была нарушена. Согласитесь, качества для русского человека, испытавшего на своем жизненном пути сполна и горя, и соблазнов, весьма редкие.
24 июня 1945 года генерал-полковник А.В. Горбатов в составе сводного полка 1-го Белорусского фронта маршировал по брусчатке Красной площади.
После окончания войны А.В. Горбатов занимал должности коменданта Берлина, командующего 11-й армией, Воздушно-десантными войсками, Прибалтийским военным округом.
С апреля 1958 года генерал армии А.В. Горбатов — инспектор-советник Группы генеральных инспекторов Министерства обороны — должность, созданная для заслуженных генералов преклонных лет. Появилось свободное время. Идея написания мемуаров пришла Александру Васильевичу в 1960-х годах — короткий период политической «оттепели», когда он смог высказать то, что накопилось на душе.
Работая над мемуарами, он придерживался строгой документальности повествования. Горбатов ввел в научный оборот документы Центрального архива Министерства обороны, в том числе и немецкие, особенно относившиеся к заключительному этапу войны.
Первому генерал Горбатов предложил свою рукопись главному редактору «Нового мира» А.Т. Твардовскому. Журнал в то время находился на острие общественной жизни, публиковал самые яркие материалы. В.Я. Лакшин, помощник Твардовского, вспоминал день знакомства с Горбатовым: «Он появился в редакции несколько необычным для военного его ранга образом. Бывало, появлению самого автора предшествовала вереница адъютантов, порученцев, вестовых, передававших красиво оформленную рукопись. А случалось, знаменитый чинами и заслугами автор так и не переступал порога редакции: подтянутые лейтенанты или аккуратные майоры, отдавая честь, заезжали за версткой, спустя день-два привозили ее назад, а по выходе номера являлись за авторскими экземплярами. Вот и все общение с автором...» Генерал же Горбатов приехал в редакцию лично, в разгар рабочего дня, «обменялся со всеми крепким рукопожатием, чуть исподлобья, но неуклончиво глядя в глаза».
А вскоре «Новый мир» опубликовал несколько частей его воспоминаний, сразу имевших оглушительный успех у уставших от выхолощенной, безликой истории читателей. Среди них нашлось немало сослуживцев и сокамерников Горбатова, в письмах автору в один голос подтверждавших: все это правда!
В 1964 году воспоминания А.В. Горбатова при содействии А.Т. Твардовского были опубликованы отдельной книгой под названием «Годы и войны». И снова поток благодарственных писем — за гражданское и солдатское мужество автора.
И хотя книга была не лишена цензурных изъятий, и в таком виде она сильно раздражала ревнителей официальной истории. В январе 1967 года в «Правде» некий полковник В. Морозов замечает: «Представляется недопустимым, как это имеет место в воспоминаниях А.В. Горбатова «Годы и войны», давать характеристики тем или другим лицам в грубом необъективном тоне». Подобные публикации были не единичными. Ветер перемен сменялся застойным штилем.
В 1967—1968 годах А.В. Горбатов со своей болью и тревогой трижды обращался к секретарю ЦК КПСС М.А. Суслову и выражал беспокойство о том, что его воспоминания шельмуются в печати, тогда как они были написаны им с высочайшей ответственностью за их объективность и историзм. Несмотря на то что первый тираж книги разошелся за несколько недель, в переиздании ее Горбатову было отказано. В 1980 году книга была переиздана с серьезными купюрами.
Александр Васильевич Горбатов ушел из жизни 7 декабря 1973 года. Похоронен он был на Новодевичьем кладбище.
Только в мае 1987 года издательство «Советский писатель» обратилось к вдове А.В. Горбатова Нине Александровне с предложением издать книгу «Годы и войны» в полном объеме. Книга вышла в свет в 1992 году и снова стала бестселлером.
Время не стерло память о полководческом таланте и боевой славе генерала армии А.В. Горбатова, его правдивости, честности, скромности и отсутствии тщеславия. Новое, четвертое издание книги «Годы и войны», сверенное и уточненное по авторской рукописи, призвано напомнить молодому поколению об этом замечательном полководце и его сложном времени.
Петр Дунаев,
ветеран 3-й армии,
полковник в отставке